Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова
 
 

Конкурс: Эссе

«Из искры разгорится пламя»

 

«Если профессия становится образом жизни,

то ремесло превращается в искусство»

И. Шевелев

 

Нравится наблюдать, как дышит другой человек. Наблюдаешь, как движется грудная клетка, как подрагивают ноздри, вслушиваешься в легкий посапывающий звук. Это трогательное переживание. Если пережить это по-настоящему, то уже невозможно относиться к человеку плохо, потому что ощущаешь всем существом, что он живой. Трогательно живой и беззащитный, он хочет продолжать дышать, хочет быть любимым. Обретаешь особую силу добродушно-беспристрастного отношения, особую силу сострадания и сочувствия даже к плохим поступкам. Говорят, мы часто помогаем другим, когда сами нуждаемся в помощи. Какое красивое явление! Да, мы бываем даже особенно отзывчивы, когда душу раздирает собственное горе. Но порой мне кажется, что человек, работающий с людьми – это человек с огромным резервом сопереживания, желающий помогать просто потому, что не может иначе.

С самого детства меня интересовали люди, их переживания и судьбы. Мне хотелось быть полезной, помочь, облегчить тяготы и страдания. По мере моего взросления и накопления жизненного и профессионального опыта интерес к работе с людьми только развивался, было прочитано много литературы, а в более зрелом возрасте даже написано несколько заметок и статей по проблематике детства и семейных отношений в журналы и сборники.

Параллельно со всей историей профессионального роста в повседневной жизни я постоянно оказывалась «сопровождающим специалистом» для беременных подруг, сестер, знакомых семей, уже имеющих детей, проживая вместе с ними крупные изменения семейных и детско-родительских отношений. Я всем старалась помочь и настроить положительно. Современный мир слишком противоречив и не постоянен, предъявляя человеку множество разных требований.

С 2001 года моя профессиональная деятельность связана с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Работая помощником воспитателя, наблюдала, как многие дети обретали новую семью, а приемные родители – немалые проблемы, которые в большинстве случаев были связаны с незнанием особенностей развития детей-сирот, неумением решать конфликтные ситуации, справляться с трудностями поведения. Уже в то время я понимала, что приемным родителям на этапе приема ребенка в семью необходима специальная курсовая подготовка, направленная на повышение психолого-педагогической грамотности. В 2012 году я, уже работая педагогом-психологом в учреждении, стала руководителем Школы приемных родителей «Семье быть». И опять я увидела, что подготовки кандидатов к приему в свою семью ребенка также не достаточно, я поняла, что семья крайне нуждается в помощи специалистов уже в то время, когда ребенок переезжает жить в семью. Часто бывало, что проблема есть, а семья не зналакуда пойти, к кому обратиться, чтобы ее решить. Где найти тех людей, которые окажут поддержку, предложат из любой ситуации какой-то выход или помогут найти необходимого специалиста. Оказывая посильную помощь этим семьям, я понимала, что необходимо профессиональное сопровождение приемных семей.

В настоящее время я работаю заведующим отделения сопровождения замещающих семей. Я представляю социальную работу, как деятельность, которая улучшает наш окружающий мир. Не трудно представить, какую ответственность несет специалист за свою работу, ведь представитель социальной работы должен не просто быть профессионалом своего дела, но и обладать рядом тех черт, качеств и умений, которые могут быть не так важны в представителях других профессий.

Мое предназначение, как специалиста,  сопровождающего семью, проходя с ними определенный отрезок жизненного пути, не навредив им, помочь взрослым (опекунам, приемным родителям, усыновителям) выстраивать гармоничное отношение с драгоценным созданием – детьми через общение. Именно общение – это не просто внимание друг к другу или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает общающихся людей. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности общающихся, главное, чтоб предмет общения был общим.

Часто возникающие трудности связаны с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не совпадают. И хотя внешне такой разговор может быть похож на общение, но в нем не наблюдаем общности, а напротив отчуждение и не понимание.

Моя задача, как специалиста создать эту общность, т.е. помочь замещающему родителю понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение, не ограничивая ребенка требованиями и замечаниями.

Мне всегда было важно понимать то, что другие не слышат. Возможно я еще в детстве, читая психологическую литературу, старалась разбирать и анализировать отношения взрослых к детям. Очень интересовала тема общения отцов и детей. Ребенок и взрослый – это две личности, дополняющие друг друга. Ребенок – ценность для взрослого, а взрослый для ребенка – опора и вершина. Свою работу я строю на взаимодействии всех участников процесса сопровождения, опираясь на общение.

Основой моей профессиональной деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный специалист может провести замещающую семью  в мир прекрасного доверительного общения, в мир гармоничных детско-родительных отношений.

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, информатизации, отрывая его от реального общения. Это и побудило меня искать эффективные средства для организации процесса сопровождения замещающей семьи, творчески подойти к поиску и выбору новых методов работы.

Для меня, как специалиста всегда значим стиль общения с замещающими родителями, коллегами, окружающими людьми, а самым главным звеном в моей профессиональной деятельности является ребенок, ребенок с особым прошлым. Важно уметь услышать его, понять, оценить его состояние, и быть с ним искренним. Важно помочь и ребенку и замещающим родителям обрести те отношения, которые будут содействовать установлению доверительных детско-родительских отношений, гармоничному развитию личности приемного ребенка и формированию долгосрочных отношений.

Я, специалист, работающий с семьей, и это значит – многогранная, наполненная всеми красками жизнь. Тяжело на душе, когда не клеится, не срастается, не удаётся. И какое счастье, когда всё, что хотела сделать, сделано! Получилось, нашла, добилась! Приятно жить, осознавая, что кто-то на планете понял, как стать счастливей.

Мне нравится моя профессия! Моя профессия – часть моей личности и моей жизни. Я с любовью встречаю новый рабочий день. Я готова делиться своими знаниями, опытом с окружающими, готова быть помощником, другом, наставником.Закончить свое повествование хочется словами выдающегося персидского поэта, философа Омара Хайяма: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, то кто тогда согреет мир?» и  словами турецкого поэта и прозаика Назыма Хикмета Рама: «Ведь если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, и если мы гореть не будем, то кто же здесь рассеет тьму?»Ну, а если не ограничивать себя в творческих порывах, огонь будет гореть сквозь века!

 

Заведующий отделением сопровождения

замещающих семей

Т.Н. Смирнова

Бумажные будни

Бумажные будни

Награждение

Награждение

Подарок маме

Подарок маме

Экзаменатор

Экзаменатор


Top